Инстр. стердства экономики

Инструментальные средства

I. «Информационное и компьютерное обеспечение экономико-математических моделей»

I.1. Информационные системы и информационные технологии в экономике

  1. Типы информационных систем (ИС) и информационных технологий (ИТ). Стратегическое влияние информационных технологий на бизнес. Стратегии предприятия в области информационных технологий. Классификация информационных систем. Информационные системы и качество управления. Информационные системы в логистике, маркетинге, управлении производством, управлении кадрами, управлении финансами, управлении проектами. Информационные системы в банковской деятельности и в сфере услуг. Современные подходы к созданию информационных систем: технический, поведенческий, социотехнический. Развитие информационных систем и организационные изменения. Характеристики организации информационной эры. Эволюция межорганизационных информационных систем. Электронная коммерция. Функции организации и управления информационными технологиями. Оценка эффективности информационных систем. Модель анализа этических, социальных и политических последствий использования ИТ.

I.2. Программное обеспечение информационных систем

  1.  Основные типы программного обеспечения. Функции операционной системы. Мультипрограммирование, виртуальная память, распределение времени и мультиобработка. Графический пользовательский интерфейс. Микрокомпьютерные офисные системы. Прикладное программное обеспечение. Эволюция языков программирования. Языки четвертого и пятого поколения. Языки опроса. Генераторы документов. Графические языки. Языки программирования высокого уровня. Объектно-ориентированное программирование: основные понятия. Java и революция программного обеспечения.
  2. Жизненный цикл программного обеспечения ИС (процессы, стадии). Содержание этапов и последовательность проектирования систем в соответствии с технологией DATARAN. Состав моделей технологии DATARAN. Содержание этапов и последовательность проектирования систем в соответствии с технологией Rational Unified Process.

I.3. Телекоммуникации

  1.  Информационные суперпути. Элементы и функции телекоммуникационных систем. Протоколы. Типы сигналов: аналоговые и цифровые.
  2. Типы коммуникационных каналов. Характеристики коммуникационных каналов. Коммуникационные устройства. Телекоммуникационное программное обеспечение. Типы телекоммуникационных сетей: сетевая типология. Локальные сети. Широкие сети. Интернет.
  3. Телекоммуникационные приложения. Электронная почта. Голосовая почта. Телеконференции, видеоконференции и конференции с документом.

I.4. Case-технологии

  1.  Основные понятия CASE — технологии создания информационных систем. Методология функционального моделирования ИС. Методология моделирования данных ИС. Интеграция моделей ИС.
  2. Состав, структура и функциональные особенности CASE — средств. Средства моделирования данных и их связь с другими компонентами CASE-систем. Классификация CASE — средств проектирования ИС. Критерии выбора CASE — средств для проектирования ИС.
  3. Использование словаря данных (СД) для хранения,  анализа и взаимосвязи моделей проектируемой информационной системы. Импорт информации СД и ее анализ. Использование информации СД для быстрого создания схемы базы данных (БД), экранов, запросов, отчетов проектируемой ИС.

I.5. Проектирование баз данных

  1. Понятие банка данных (БнД). Компоненты БнД. База данных (БД) — ядро БнД. Понятие СУБД. Языковые средства современных СУБД. Классификация БнД. Хранилища данных. Тенденции развития БнД. Даталогическое моделирование. Физическое моделирование. Технологическая сеть проектирования. Взаимосвязь этапов проектирования. Состав инфологической модели (ИЛМ).
  2. Способы описания предметной области. ER-модели. Объекты и классы объектов. Атрибуты объектов. Типы объектов. Виды связей. Классы членства.
  3. Факторы, влияющие на проектирование базы данных. Понятия «целостность БД», «ограничения целостности».

I.6. Экспертные системы

  1. Понятие экспертной системы. Функциональные возможности ЭС. Проблемные области: анализ, диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование, мониторинг, управление.
  2. Составные части экспертной системы: база знаний, механизмы вывода, приобретения, объяснения знаний, интеллектуальный интерфейс.
  3. Инструментальные средства экспертных систем: оболочки, генераторы, языки представления знаний.
  4. Построение деревьев целей и анализ иерархий.
  5. Интеллектуальный анализ данных на основе информационных хранилищ, нейронных сетей.
  6. Экспертные системы экономического анализа, диагностики и прогнозирования ситуаций.

I.7. Системы поддержки решений

  1. Неструктурированные и полуструктурированные процессы принятия решений.
  2. Характеристики систем принятия решений (СПР). Элементы СПР. Построение СПР.
  3. Основные проблемы групповых процессов принятия решений.
  4. Системы поддержки групповых решений (СПГР). Характеристики СПГР. Инструменты программного обеспечения СПГР.
  5. Системы поддержки руководства. Разработка систем поддержки руководства.

II. Методология моделирования и инструментальные средства управления бизнес-процессами 

II.1. Теоретические основы управления бизнес-процессами 

  1. Функциональное управление и функционально-ориентированная организация. Определение процессного подхода к управлению. Понятие объекта и связи. Отражение процессного подхода в международных стандартах.
  2. Основные положения системного анализа. Рассмотрение организации как системы.
  3. Основные положения структурного анализа. Понятие процесса. Классификация процессов. Основные элементы процесса и его окружение. Характеристики бизнес-процесса. Эталонные и референтные модели.

II.2. Моделирование бизнес-процессов

  1. Понятие о моделировании деятельности. Понятие метода моделирования процессов. Функциональное моделирование. Основные принципы структурного моделирования сложных систем. Функциональные и динамические модели экономических процессов.
  2. Классификация экономических моделей. Особенности бизнес-процессов, как объектов моделирования. Принципы функционального моделирования фирмы. Эволюция развития методологий описания. Основы разработки моделей бизнес-процессов.
  3. Моделирование потоков данных. Цели и основные понятия моделирования данных. Назначение диаграмм потоков данных. Синтаксис и семантика диаграмм потоков данных.
  4. Основные методологии описания процессов. Методология SADT. Методология DFD. Методология ARIS. Методология UML. Стандарты IDEF. Сравнительный анализ методологий моделирования.
  5. Инструментальные системы для моделирования бизнеса. Требования к инструментальным системам для моделирования бизнеса. Инструментальная система ARIS. Инструментальная система Rational Rose. Графический редактор Visio. Сравнительный анализ инструментальных средств. 

II.3. Управление бизнес-процессами

  1. Методы анализа процессов. Анализ временных характеристик процесса и параметров ресурсов. Анализ стоимостных характеристик процессов. Контроллинг и мониторинг процессов. Аттестация процессов. Бенчмаркинг. Совершенствование процессов. Бизнес-инжиниринг. Реинжиниринг (business process reengineering). Участники проекта реинжиниринга бизнес-процессов: лидер проекта, регламентирующий комитет, методологический центр, команды реинжиниринга, менеджеры процессов. Методы проведения бизнес-реинжиниринга: сбор информации от экспертов; моделирование бизнес-процессов; обсуждение проекта методом «мозгового штурма».
  2.  Совершенствование процессов (business process improvement). Зрелые и незрелые организации. Технический отчет ИСО и МЭК ИСО/МЭК ТО 15504. Зрелость процесса. Организация улучшений. Администрирование совершенствования процессов.
  3. Система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard), как средство стратегического и оперативного управления. Введение в технологию. Основные понятия. 
  4. Управление операционными рисками. Понятие операционного риска, управление рисками. Управление процессами в системе менеджмента качества.
  5. Российские и международные стандарты. Принципы менеджмента качества. Системы менеджмента качества. Информационная поддержка  управления процессами. Технология WorkFlow.

III. Инструментальные средства анализа и управления производством

III.1. Инструментальные средства анализа и прогнозирования экономических процессов

  1. Анализ устойчивости решения оптимизационной задачи линейного программирования в Excel: графическая интерпретация понятия устойчивости решения, структура отчета об устойчивости, оценка влияния изменений в целевых коэффициентах.
  2. Прогнозирование и перспективные оценки экономических показателей средствами Excel: средства построения линейных и нелинейных трендов, регрессионные модели, модели скользящего среднего, модели экспоненциального сглаживания, моделирование событий средствами Excel, моделирование непрерывных распределений средствами Excel
  3. Компьютерный анализ статистических данных с помощью статистических пакетов.
  4. Инструментальные средства прикладной эконометрики.

 III.2. Методологии управления производством

  1.  Объемно-календарное планирование (MPS). Планирование материальных запасов (MRP). Статистическое управление запасами (SIC). Планирование производственных мощностей (CRP). Планирование производственных ресурсов (MRPII). Управление ресурсами предприятия (ERP).
  2. Основные функции компьютерных MRPII систем: регистрация данных об изделиях, планирование деятельности, управление операциями, обслуживание клиентов, управление финансами и учет.
  3. Обобщенный алгоритм функционирования компьютерных MRPII систем: источники данных для планирования и управления производственными процессами, процедуры планирования и управления производственными процессами.